Путешествие по «мертвой» трассе Салехард - ИгаркаМы летим в известную неизвестность. Прямо на восток - туда, где нас никто не ждет, кроме нескончаемых речек, проток, болот и озер с пятнами голой тундры и дремучей тайги. Мы летим на высоте 140-150 метров над пришедшей в полную негодность некогда легендарной линией связи Салехард - Игарка на вертолете Ново-Уренгойского авиаотряда. Чудом уцелевшие телеграфные столбы - основной наш ориентир. Другой, еще более зловещий ориентир, - восточное крыло последней великой сталинской стройки - железной дороги Салехард - Игарка, или «мертвой дороги».
Мертвой, потому что не закончена, мертвой и потому, что строилась на костях заключенных советских исправительно-трудовых, а, по Александру Солженицыну, - «истребительно-трудовых» лагерей (МТЛ). Цель нашей экспедиции - найти по маршруту, пролегающему от реки Пур до притока Енисея Турухана, хотя бы один такой островок Архипелага ГуЛАГ, а если быть точнее, островок второй зэковской империи, созданной перед Великой Отечественной, - Главного Управления Лагерей Железнодорожного Строительства (ГУЛДЖС)...Серпантином петляет под нами река Хадыр-Яха, или, по-простому, - Хадырка. Бот еще одна - Салю-Яха Тарка кое-где попадаются по пути избы связистов-обходчиков. Когда действовала линия Салехард - Игарка, избы находились на расстоянии 10-20 километров друг от друга...О том, что закончился Пуровский район и начался Красноселькупский, нам напомнила топографическая карта новоуренгойского краеведа Константина Егорова. Если у ненцев река называется «Яха», то у селькупов - « Кы». И пошли речки Воргэ- Ката-рьгль-Кы, Мэрхы-Кы, Кораль-Кы, Вар-ко-Сыль-Кы, озеро Кыпа-Кыль-Нярэ...
Что означают все эти названия"? Ничего особенного. Коренные жители - ненцы, селькупы, ханты - что видели вокруг себя, то и переносили в название. Тарка - развилка, приток реки, Хадыр - скалистый берег, Салю - песчаный, Воргэ - болотистая местность, Нярэ - моховое болото, Кыпа - начало реки, Карко-Сыль - лесной холм в тундре. Весь этот «дыр-пыр» воспринимался бы на слух даже забавно, если бы не одно обстоятельство: через блистер вертолета вокруг не видишь ничего, что напоминало бы о присутствии человека.
Заснеженное, покрытое льдом пространство. Вдоль речушек, местами совсем не промерзших, также извилисто тянутся урманные леса. Где их нет - озера, болота.Как же люди тянули через всю эту мерзлую топь линию связи, с избами и землянками «станционных смотрителей»"? И уже за пределами человеческого понимания вопрос: как прокладывалась на этом же пути одноколейная магистраль Салехард-Игарка протяженностью (по проекту) 1263 километра?..Смотришь вниз на нее, проклятую, одинокую и охолодевшую - другого определения и не подобрать, - и слышится тихий заунывный голос бывшей заключенной, поэта и музыканта Татьяны Лещенко-Сухомлиной:Ты не согретая, мне тебя жаль,Твоя мерзлота не растает.Над тундрой стоит такая печаль,Какой на земле не бывает...Вехи «мертвой дороги»Идея проложить трансконтинентальную железнодорожную магистраль по северу России - как бы дублера Северного морского пути - витала в государственных умах еще до семнадцатого года.
Но царское правительство остановилось на более реальном проекте - Транссибе. С 1891 по 1905 год была построена гигантская одноколейная Транссибирская магистраль, протянувшаяся на 7416 километров от Челябинска до Владивостока. Что касается Северной железной дороги, при том уровне развития науки и техники, какой был в первые годы советской власти, ее могли проложить только зэки, работавшие за пайку хлеба и под дулами винтовок и автоматов. Не хочу повторять леденящие душу строки из солженицынского «Архипелага ГУЛАГ» о порядках в СевЖелДорЛаге - на участке от Котласа до реки Печоры, и в Печор-Лаге - на участке от реки Печоры до Воркуты... Остановлюсь лишь на проекте «мертвой дороги» Салехард - Игарка, о которой Александр Солженицын только упоминает.4 февраля 1947 года Совет Министров обязал МВД и Главное управление Севморпути выбрать место для строительства морского порта в Обской губе, южнее мыса Каменного, а также железной дороги к нему. 17 февраля была создана Северная проектно-изыскательская экспедиция. 22 апреля Совмин поручает МВД строить железную дорогу Салехард - Чум. 1 мая развернулись изыскательские и строительные работы: железная дорога от Оби, в районе Лабытнанги, должна была повернуть к поселку Яр-Сале, затем на Новый порт и мыс Каменный. Но изыскатели определили, что морской, а значит, глубоководный порт построить в запланированном месте практически невозможно.
Новое постановление Совета Министров о переносе порта на Енисей, в район Игарки, окончательно определило направление первого этапа трансполярной магистрали, прокладку которой поручили Главному управлению лагерного железнодорожного строительства - ведомству, возглавляемому Нафталием Френкелем: это он в свое время предложил Сталину изощренную концепцию построения социализма с использованием труда заключенных. При ГУЛДЖС незамедлительно создается Северное управление. В его состав вошли два крыла будущей магистрали: западное - 501-я стройка, от Салехарда до левого берега Пура, и восточное - 503-я стройка, от Игарки до правого берега Пура, как раз там, где сейчас стоит поселок Уренгой, с которого в конце шестидесятых началось освоение уникального газоконденсатного месторождения.